Производство весенних полевых работ в охранных зонах ВЛ
В Республике Беларусь ежегодно имеют место несчастные случаи, связанные с попаданием под напряжение персонала сельскохозяйственных организаций при проведении полевых работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи.
В целях исключения случаев электротравматизма при проведении таких работ вблизи воздушных линий электропередачи необходимо разработать безопасные маршруты передвижения крупногабаритной автотранспортной техники высотой 4 м и более в местах прохождения воздушных линий электропередачи; не допускать случаев складирования в охранных зонах воздушных линий электропередачи кормов, удобрения, зерна, соломы и т.д.; провести инструктажи по безопасному выполнению работ (в том числе погрузочно-разгрузочных работ) в охранных зонах воздушных линий электропередачи механизаторам и водителям, в том числе стороннему персоналу, выполняющему работы по договорным отношениям, а также приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания ему первой помощи.
Необходимо помнить, что при падении провода на машину, если можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины и водитель находится в машине, то водителю это необходимо сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности водитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, а сигналом тревоги привлечь внимание окружающих и сообщить, что транспортное средство находится под напряжением. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии для ее отключения. Запрещается спускаться с транспортного средства (механизма) на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле, когда транспортное средство (механизм) находятся под напряжением. Приближаться к такой машине на расстояние ближе 8 м запрещается. Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда транспортное средство загорелось, то обслуживающий персонал должен его немедленно покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю соединив обе ноги и, при этом, не прикасаясь руками к машине. Затем следует удалиться от машины на расстояние не менее 8 метров, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их от земли и одну от другой. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии. До прибытия специальной бригады не допускается приближаться к машине и принимать какие-либо действия по ее тушению, так как это может привести к поражению электрическим током.
Шепелевич Анатолий Николаевич, инспектор энергогазинспекции электротехнической группы Пинского межрайонного отделения филиала Госэнергогазнадзора по Брестской области.