Музею Белорусского Полесья — 95 лет!

В Год малой родины когда Пинск является культурной столицей Беларуси, старейшее в городе учреждение культуры Музей Белорусского Полесья отмечает 95 лет со времени своего основания. Представьте, жизнь скольких поколений пинчан жизнь проходила вместе с ним: сюда впервые мы открываем двери будучи школьниками, а состарившись, приводим внуков…

Началось все в октябре 1924 года, когда группа энтузиастов, заручившись поддержкой городских властей, решила создать музей при Полесском краеведческом товариществе. Экспозиция открылась через два года. И, казалось бы, в том не было ничего необычного: утомленные годами военного и революционного лихолетья люди стремились к культуре, искусству… Если бы не легенда, возникшая впоследствии. Будто бы встретились в Пинске Музей и Человек — «Человек нашел главное дело своей жизни, а Музей обрел бесконечно преданного, искренне увлеченного, верного Служителя, без которого, собственно, существовать не может, не может быть Музеем».

В этой притче выступает конкретный и вместе с тем собирательный образ работников музея всех поколений, подарившего городу интеллигентов, знатоков и ценителей истории и культуры нашего края. Основы музейных коллекций и работы по популяризации краеведения были заложены первыми подвижниками — Романом Горошкевичем, Дмитрием Георгиевским, Юзефом Обуховским. Их наследие, особенно в области этнографии, неоценимо и уникально. Послевоенную плеяду музейщиков представляют Александр Лозицкий, Боян Миролюбов, Федор Журавский, Владимир Боровиков, Людмила Студент. Хоть бы одним именем назвать улицу, музейный зал. Много лет отдали любимому делу Рита Марголина, Раиса Акимочкина, Анна Михович, Светлана Лозюк, Екатерина Северин.

К теперешней памятной дате коллектив подготовил ретроспективную выставку, пригласил на торжество друзей и помощников. Приятно, что в музее всегда есть место для находок и открытий, есть чем удивить даже завзятого историка.

Впрочем ТОП самых значимых экспонатов может составить и предложить на свой интерес каждый. Среди тех предметов, которые непременно надо увидеть, — деревянный велосипед, вилка викингов, туровский саркофаг, вельбарская чаша, вислая печать Изяслава Ярославича, флаг партизанского отряда, вышитый из священнической рясы. Лично для меня интересны артефакты нашей материальной культуры: обломок амфоры с текстом, образец раннего использования системы графических знаков в древнем Пинске, обнаруженный в слое XII века, и изящная декоративная костяная ухочистка.

В музее хранятся образцы пинских юридических документов, например, таких как привилегии пинского князя Василия Наримундовича, Королевы Боны, Магдебургское право, подтвержденное пинчукам королем Станиславом Августом Поняновским, кольчуга с грюнвальдской битвы и ключ из Рейхстага, автографы и письма Якуба Коласа на Полесье. Сейчас активно идет сбор материалов городского быта 60-70 гг. прошлого века — нынче в моде ностальгия по всему советскому. Словом, музей имеет отношение к каждой исторической эпохе, роду занятий и культуре населения Пинщины, ее природы. А уж о такой изюминке, как пинская «Третьяковка» и говорить не приходится. Здесь картины кисти Шишкина, Айвазовского, Перова, Васнецова, Маковского, Бронникова, Соломаткина… По секрету говорят, что некоторые полотна — из конфискованной коллекции Лидии Руслановой.

Для Пинска музей больше чем музей. Он объединяет вокруг себя единомышленников, художников, краеведов, журналистов. Несомненно, музей — это сообщество увлеченных людей, которые его создают, помогают истории заговорить.

Наталья БУЗИНА
Наталья БУЗИНА

Стало правилом хорошего тона дарить музею то, что представляет интерес не только для семьи, но и для города, истории. Именно так на днях поступила дочь бывшего заместителя директора музея по научной работе Александра Лозицкого Наталья БУЗИНА. Она живет в Минске, куда родители переехали, когда Александр Иванович с 1958 года стал художником-постановщиком по костюмам киностудии «Беларусьфильм». Участвовал в создании по меньшей мере 16 кинокартин, сотрудничая с таким режиссерами, классиками белорусского кино, как В.Корш-Саблин, Л.Голуб, В.Рубинчик, Б.Степанов, а еще написал исследовательскую работу, впоследствии ставшую книгой «Пинск ХVI столетия».

Так что, отмечая юбилей музея, наш город с полным основанием может присоединиться и к празднованию 95-летия создания белорусского кинематографа, которое широко начинает отмечаться в стране.

А.Лозицкий — яркий представитель пинской художественной школы, сложившейся в междувоенный период. Он обучался в Краковской академии изобразительного искусства и музыки. Работая в пинской гимназии, помогал иллюстрировать краеведческие издания, проявляя интерес к истории и культуре Пинска. Примечательно, что с А.Лозицким связана биография иконописца русского православного зарубежья Адама Русака, который назвал Александра Ивановича своим учителем живописи. Много лет по политическим и религиозным причинам имя этого нашего земляка умалчивалось. Вместе с тем его работы находятся в православных храмах западной Европы, он участвовал в возведении Св.-Николаевского храма во Франкфурте-на-Майне. Возможно, что в большом семейном архиве Лозицких сохранилось кое-что из их переписки. Во всяком случае, такую надежду дает Наталья Александровна. А это значит, что нас с музеем ждет новое увлекательное путешествие в неизведанные уголки прошлого.

p-v.by