Мошенничество по схеме «Звонок начальника» набирает обороты
Чаще всего с подобными схемами сталкиваются работники образования и здравоохранения, но жалобы поступали и от потерпевших из других отраслей.
Задача мошенника – убедить «подчиненного» перечислить ему деньги, отдать наличные курьеру или получить банковские данные.
Для реализации такой схемы преступники:
- ИЗУЧАЮТ чаты трудовых коллективов в мессенджерах.
- СОБИРАЮТ информацию об организации и руководителях.
- СОЗДАЮТ в мессенджерах учетные записи от имени руководителей.
Далее с помощью фейкового аккаунта руководителя мошенники вступают в переписку с подчиненными и дают определенные указания или разъяснения.
Например, «руководитель»:
- сообщает о предстоящем разговоре с якобы сотрудниками правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
- просит сохранить конфиденциальность общения;
- в переписке может упомянуть, что занят, но при этом продолжает писать сообщения.
Для убедительности мошенники звонят или отправляют голосовые сообщения с голосом руководителя, созданные с помощью ИИ. Чтобы вызвать у человека доверие, могут прислать фотографию удостоверения или копии каких-либо служебных документов, которых, на самом деле, не существует.
Как распознать сообщение или звонок от фейкового босса? Не спешите тут же отвечать!
- ПРОВЕРЬТЕ правильность номера телефона или аккаунта в мессенджере;
- ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ: скрыт номер телефона звонящего;
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, не предлагает ли мессенджер сам заблокировать звонящего. Если на экране переписки есть уведомления «добавить» и «заблокировать», то звонящего нет в списке ваших контактов;
- ВЕРНЕЕ ВСЕГО будет заблокировать аккаунт фейкового босса;
- СВЯЖИТЕСЬ с руководителем по стационарному телефону.