Как правильно оформить европротокол

Никто не любит читать инструкции, но иногда все же неплохо иметь под рукой руководство, чтобы все сделать как полагается. В рубрике «Простые вещи» мы будем рассказывать о том, как не совершать ошибки, решая насущные для автомобилистов вопросы. Шаг за шагом, ничего не упуская из виду. В сегодняшнем выпуске правильно оформляем европротокол.

Проверяем, все ли условия выполнены

Европротокол — это как закрытый клуб. Первое правило: не всегда достаточно одного лишь желания, чтобы не вызывать ГАИ и решать проблему извещением о дорожно-транспортном происшествии (именно так правильнее называть европротокол). Есть обязательные условия:

  • участие в ДТП не более двух автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
  • в ДТП нет погибших и пострадавших;
  • наличие у водителей действующих прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
  • наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
  • отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния (не пьян, не под воздействием наркотиков);
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 800 евро по курсу Национального банка.

Ну как, ваш случай? Тогда берем извещение, начинаем заполнять.

Совет экспертов: где взять бланк европротокола?

— В обязательном порядке при заключении договора страхования агент выдает водителю такой бланк — просто на всякий случай, — говорит начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Большинство автомобилистов так и возят его в бардачке.

Попадаются, правда, очень суеверные страхователи, которые не соглашаются брать такой бланк ни под каким предлогом. Убегают, плюют три раза через плечо и стучат по дереву, мол, не надо мне этого, со мной все будет хорошо.

— В любом случае у каждого страхового агента, в каждом офисе страховой компании такие бланки наверняка будут. Кроме того, взять их можно на любой автозаправочной станции, — добавляет собеседник.

Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале

Ручку взяли? Поехали.

Пункт 1: «Дата ДТП и время»

Ничего сложного: посмотрели на часы или на телефон, указали актуальное число и время, когда случилось ДТП.

Пункт 2: «Место ДТП»

Страна — Беларусь, это обязательное условие. Затем следует уточнение. Если ДТП случилось в городе, можно указать улицу и номер ближайшего дома. Или же, в зависимости от ситуации, впишите загородную трассу, район, географический объект — что угодно, что даст привязку к месту.

Пункт 3: «Лица, получившие телесные повреждения»

А вот это вопрос похитрее. Если в ДТП кто-то травмирован и вы отмечаете вариант «Да», то извещение не будет признано действительным, так как (смотри выше) одним из обязательных условий для составления европротокола является отсутствие пострадавших или погибших. Иными словами, если разбит нос — вызывайте ГАИ. Даже если поначалу травма кажется несущественной, никто не даст гарантий, что самочувствие не ухудшится, когда пройдет шок от случившегося. Если впоследствии будет заявлено о полученном одним из участников повреждении, европротокол по сути будет аннулирован из-за несоблюдения условий.

Если все целы, отмечаем вариант «Нет» и переходим к следующему пункту.

Пункт 4: «Материальный вред»

Здесь два вопроса: нужно отметить, получили ли повреждения прочие транспортные средства, кроме двух транспортных средств, участвовавших в ДТП, а также нанесен ли материальный вред любым другим объектам, кроме этих транспортных средств. Только два ответа «Нет» дают право продолжать заполнение европротокола. При любом другом раскладе — вызывайте ГАИ.

— Если в результате аварии причинен вред еще какому-то имуществу, в том числе бордюру, дорожному знаку, ограждению, либо, например, пассажир выронил телефон и у него разбился экран — это те условия, которые не позволяют составлять извещение. Если позднее участником ДТП тот самый телефон будет заявлен как поврежденное имущество, то в выплате по европротоколу будет отказано, причем целиком, а не только за телефон. Почему? Да потому что не выполнено одно из главных условий для составления извещения — ущерб не должен быть причинен другому имуществу (кроме участвовавших в ДТП транспортных средств), — пояснил Владимир Аксельрод.

А что, если деньги к такому моменту уже выплачены? Страховщик имеет право потребовать их возврата.

Для чего вообще в европротоколе предусмотрены пункты 4 и 5, если там можно отвечать только «Нет»? Все очень просто: в этих пунктах участники подтверждают, что никто не получил телесных повреждений и ни о каком дополнительном ущербе имуществу речь не идет. Соответственно, потом нельзя будет сказать, что просто чего-то не знал или не учел.

— В настоящее время разрабатывается мобильная версия извещения о ДТП, где пошагово будут задаваться почти те же вопросы. Это касается и пунктов о телесных повреждениях или материальном вреде. Если участник укажет, что есть пострадавший или же получен ущерб, то программа подскажет ему единственно верный вариант — «Вызовите ГАИ», — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Пункт 5: «Свидетели (при их наличии)»

Если есть кого вписать — впишите. Подойдут в том числе и контакты пассажиров автомобилей, участвовавших в аварии. Но если свидетелей нет, то переживать не нужно — такое может случиться, это непринципиальный момент.

— К свидетелям обращаются тогда, когда есть спор. А в случае с европротоколом один из участников признает себя виновным, другой признает себя потерпевшим — между ними нет спора. Вряд ли понадобятся показания свидетелей, — отмечает Владимир Аксельрод.

Пункты 6—9. Представление сторон

Далее заполняются данные о каждом участнике ДТП симметрично в цветных полях бланка — синем и желтом. Нет большой разницы, кто где — определитесь сами. Главное, чтобы данные и схема происшествия соответствовали друг другу.

Пункт 6: «Собственник транспортного средства»

Вписывается фамилия, имя и отчество физического лица или же полное наименование юридического лица — собственника транспортного средства, место жительства, а также контактные данные. Проще всего переписать все необходимое из свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть из техпаспорта.

Пункт 7: «Транспортное средство»

Вписываем сюда марку и модель, номер с регистрационного знака. Лучше свериться со свидетельством о регистрации транспортного средства либо со страховым свидетельством. Не забываем, что данные заполняются в симметричных полях об обоих транспортных средствах.

Пункт 8: «Страховщик»

То есть страховая компания, с которой заключен договор страхования. Берем страховое свидетельство и переписываем оттуда необходимые данные, в том числе срок действия договора.

— Обязательно проверьте срок действия страховки, а также то, уплачена ли вторая часть взноса, — призывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Договор страхования, как многие знают, может быть заключен на разные периоды: от одного месяца до одного года. В случае заключения договора сроком на один год, страхователю предоставляется право произвести оплату в два этапа: первый — при заключении договора, второй — в последующие полгода. Если за это время вторая часть не уплачивается, договор считается автоматически прекращенным, и продлить его уже нельзя. В таком случае европротокол составляться не может — следует вызывать ГАИ.

Нужно внимательно изучить страховой договор: вверху, в первом пункте, указан период его действия, а внизу на обратной стороне, если оплата разбита на два этапа, должна быть отметка об уплате второй части взноса, если время для этого уже подошло. Также к договору может быть приложена квитанция об уплате второй части, с указанием номера страховки, суммы и даты внесения. Нельзя оплатить страховку задним числом, если положенный срок уже вышел — договор все равно будет считаться недействительным.

К слову, с недавних пор в Беларуси действует электронный договор страхователя: лично посещать страховщика не обязательно, с любым из страховщиков договор можно оформить в электронном виде.

Проверить наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию — кликайте.

Пункт 9: «Водитель»

Тоже ничего сложного: берем водительское удостоверение и переписываем оттуда данные. Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, то есть о человеке, который управлял транспортным средством в момент ДТП, а не о собственнике этого транспортного средства.

— Как и в случае со страховкой, нужно проверить срок действия водительского удостоверения. Если срок истек — европротокол заполнять нельзя, вызывайте ГАИ, — комментирует Владимир Аксельрод. — В случае с правами советского образца (где нет срока действия), в соответствующей графе следует поставить прочерк.

Случается, что водитель забывает поменять права после окончания срока действия либо вовсе не отслеживает этот период. Между тем человек с просроченным водительским удостоверением — это, по сути, водитель без прав, учтите это. И европротокол не составишь, и прибывший сотрудник ГАИ привлечет к ответственности еще и за это.

Совет экспертов: и за себя, и за того парня

— Из опыта могу порекомендовать потерпевшему при составлении извещения заполнять данные и за себя, и за виновную сторону. Этим вы подстрахуетесь от возможной ошибки при заполнении каждой графы: перед вами будут все документы, останется только все правильно переписать на бланк. И не стесняйтесь уточнять все данные, все перепроверять — это в ваших интересах, — настаивает специалист.

Пункты 10—13: рисуй, отмечай

Говорят, когда заработает мобильное приложение для оформления европротокола, ничего рисовать в нем не потребуется. Но это потом, а пока придется проявить элементарные художественные навыки. Главное, не подключать чересчур фантазию.

Пункт 10: «Укажите место первоначального удара стрелкой»

На бланке с двух сторон уже изображены мотоцикл (или мопед), легковой автомобиль и грузовик — пока ничего рисовать не надо. Выбираем подходящий тип транспортного средства и стрелкой или крестиком отмечаем, куда пришелся самый первый удар. Только первый: не нужно заштриховывать машину, если в ДТП ее крутило и она ударялась всеми частями.

Пункт 11: «Видимые повреждения транспортного средства»

Здесь желательно перечислить те элементы транспортного средства, которые получили повреждения. Лаконично: левая передняя дверь, крыло, капот — не нужно вдаваться в подробности и описывать, к примеру, появившиеся перекосы. И уж точно ни к чему усиливать впечатление эпитетами — это никак не повлияет на конечный результат. «Зверски изуродованный бампер» — вот не надо этого.

— В любом случае оценщик будет выносить свое заключение, — отметили в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — И у оценщика есть право по повреждениям определить причинно-следственную связь с другими повреждениями. Написали, что повреждено крыло и, к примеру, не заметили, что оно сдвинулось и чуть-чуть помяло дверь. Оценщик так и напишет: в результате смещения крыла повреждена дверь. Но если помято правое крыло, а вы указали еще и левую фару, то вас попросят объяснить, какая связь между повреждением этих элементов.

Обратите внимание, что в этом пункте не так много места для указания поврежденных элементов. Постарайтесь, однако, перечислить их все. Или придумайте выход: напишите, что перечень повреждений прилагается, и дополните извещение этим перечнем, заверенным и вами, и другим участником ДТП.

Чего делать точно не следует, так это дописывать повреждения после того, как европротокол оформлен и обе стороны поставили свои подписи.

— Бывали такие случаи, причем люди не стеснялись вносить дополнения и другим почерком, и ручкой другого цвета. Нет трудностей в том, чтобы проверить информацию — у другого участника ведь есть копия бланка, — поясняет Владимир Аксельрод.

Попытка схитрить может привести к тому, что в выплате и вовсе будет отказано.

— Мы исходим из того, что обе стороны действуют добросовестно. Никто не будет придираться, если при составлении европротокола допущены мелкие недочеты, но когда возникают обоснованные сомнения, у страховщика есть право проверить информацию, сопоставить повреждения. И в редких случаях страховщик этим правом пользуется: проводит осмотр, привлекает второй автомобиль, — добавляет специалист.

В общем, страховщики рекомендуют не боятся заполнять европротокол, но действовать при этом добросовестно.

Пункт 12: «Обстоятельства ДТП»

Придется немного поиграть в сотрудника ГАИ и отметить действия каждого из участников происшествия. Поувереннее, отмечайте только те пункты, которые имеют отношение к вашей ситуации, и не перепутайте, с какой стороны ставить отметки.

Внизу нужно вписать общее количество отмеченных пунктов для каждого водителя.

Пункт 13: «Схема ДТП»

Никто не будет оценивать ваши художественные способности, не переживайте. Хотя встречаются очень творческие рисунки. Все, что требуется, — схематично изобразить произошедшее. Нанесите контуры проезжей части, разметку, укажите расположенные знаки, светофоры. Затем обозначьте конечное положение транспортных средств — «А» и «Б». И добавьте направление их движения до момента столкновения. Получилось?

— При подаче заявления в страховую компанию, потерпевшей стороне предложат написать заявление, а также еще раз изложить обстоятельства ДТП с изображением схемы. Важно, чтобы сведения соответствовали тому, что указано в извещении, при каком-либо несоответствии могут возникнуть серьезные вопросы, — предупредили в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Это не означает, что кто-то будет цепляться к мелочам. Но если в извещении указано, что авария произошла на перекрестке, а в страховой компании водитель заявляет, что его машину зацепили на парковке… Такая нестыковка в версиях, согласитесь, вызывает некоторые подозрения.

Совет экспертов: делайте фото

— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.

Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.

Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете

Итак, мы почти закончили. Осталось самое главное — поставить подпись там, где следует.

Пункт 14: «Мои примечания»

Нет четких требований, что нужно писать в этом пункте. Бывает, пишут: «Я не виноват». Такой себе аргумент, но если очень хочется — напишите. Или оставьте строки пустыми.

Пункт 15: «Подписи водителей»

В этом пункте должны расписаться оба участника ДТП. Своими подписями они подтверждают, что извещение заполнено с их ведома и содержит достоверные сведения.

Пункт 16: «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда»

А вот здесь должен расписаться только один из водителей: в соответствующей графе свою подпись и расшифровку ставит тот из участников, кто признает себя виновным в совершении ДТП. Второй участник при этом оставляет свою графу пустой.

— Когда европротокол только появился в Беларуси, многие путались и ставили две подписи. Написано же: «Фамилия, инициалы, подпись» — вот люди и подписывались, не вчитываясь. Приносят извещение, а там оба водителя признали себя виновными — и вот что делать? — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.


На этом заполнение извещения окончено. Исправлений быть не должно, запрещено делать какие-либо приписки или изменения после того, как оба участника получили свои копии.

Лимит в 800 евро — на что его хватит?

Специалисты рекомендуют внимательно отнестись к предусмотренному лимиту по страховой выплате, который в настоящее время составляет 800 евро. Составляя европротокол, оба участника ДТП соглашаются с этой суммой.

— Нужно быть очень осторожным в первую очередь тому, кто владеет автомобилем на гарантии. Даже если машина бюджетная, стоимость восстановления может быть весьма немаленькой, — предупреждает Владимир Аксельрод.

Принцип простой: если автомобиль свежий и привязан гарантией к официальному сервису, исходить нужно из того, что даже перекраска одного элемента может стоить и 300, и 400 евро. То есть если в результате ДТП оказался поцарапан один или два элемента — можно с относительным спокойствием составлять европротокол. Если же повреждения существеннее (разбита оптика, появились перекосы, повреждены несколько элементов), то есть риск в лимит не вложиться.

С негарантийными транспортными средствами дело обстоит несколько проще. А уж если автомобилю лет 30, то даже при весьма серьезных повреждениях лимит в 800 евро может покрыть стоимость всей машины.

— Практика показывает, что бóльшая часть выплат по извещениям не дотягивает до потолка, в среднем выплата составляет порядка 1000 рублей. Но случается, что и 800 евро не хватает на восстановление, — комментирует специалист.

Что делать, если сомневаетесь? Вызывайте ГАИ, лимит выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный имуществу, — 10 000 евро.

Совет экспертов: внимательнее с транзитами

Еще один подводный камень — ситуация со сменой собственника у авто.

— Законодательство в настоящее время построено таким образом, что при смене собственника транспортного средства страховка перестает действовать. Представим, что человек снял машину с учета, она на транзитах. Сейчас автомобиль принадлежит ему, а завтра будет выписана счет-справка, документы передадут в ГАИ, договор вступит в силу и владелец поменяется. Как только это случится, страховка прежнего владельца действовать перестанет, — отметил Владимир Аксельрод.

В ГАИ, как правило, настаивают на оформлении новой страховки. Если она у нового владельца есть — все хорошо. Но если процесс осуществляется через счет-справку, то никто не указывает на этот тонкий момент, и покупатель может ошибочно полагать, что старая страховка по-прежнему действует.

— Нужно просто иметь в виду, что если у второго участника ДТП транзитные номера, то следует убедиться, что либо за рулем старый владелец с действующей страховкой, либо, если право собственности уже перешло новому владельцу, у него оформлен новый страховой договор, — добавляет собеседник.

В случае каких-либо сомнений надежнее будет уточнить информацию либо вызвать ГАИ.

Дышите ровно, это не страшно

— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.

Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.

Пять фактов о европротоколе

  • При составлении европротокола сотрудников ГАИ вызывать не требуется. Во-первых, это экономит время, во-вторых, виновник ДТП не привлекается к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
  • Потерпевший обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и предоставляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.
  • Отказаться от составленного европротокола впоследствии можно, сообщив о случившемся ДТП в Госавтоинспекцию. Однако это сопряжено с определенными трудностями, ведь оба участника к тому моменту уже уехали с места происшествия, что, в случае вызова сотрудников ГАИ, влечет административную ответственность.
  • Европротокол действует в Беларуси с 2010 года. За это время лимит страховых выплат по нему увеличился в четыре раза: с 200 до 800 евро.
  • Для получения оперативной консультации по вопросам, связанным с оформлением ДТП без вызова сотрудников ГАИ, можно также позвонить в кол-центр по короткому номеру 140.

onliner.by