Электробезопасность во время уборочной кампании
В Республике Беларусь ежегодно имеют место несчастные случаи с персоналом предприятий, связанные с поражением электрическим током. Основными причинами таких случаев является неудовлетворительная организация эксплуатации электрохозяйства, нарушение «Положения о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования», отсутствие у персонала элементарных знаний об опасности электрического тока.
Вот только несколько несчастных случаев, произошедших во время уборочной кампании 2023 года:
03.08.2023 в Петриковском районе Гомельской области водитель автомобиля МАЗ двигаясь по временной дороге, обустроенной без согласования с энергоснабжающей организацией вдоль линии ВЛ-35кВ, заметил неисправность автомобиля и остановился на краю обочины под проводами ВЛ, вышел из кабины для устранения неисправности, поднял кузов, который при поднятии прикоснулся к проводу ВЛ-35кВ. При попытке произвести ремонт автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.
18.08.2023 в Чериковском районе Могилёвской области помощник комбайнера при проведении уборки урожая находился в верхней части зерноуборочного комбайна. При движении комбайна при пересечении ВЛ-10кВ приблизился на недопустимое расстояние к проводам ВЛ, в результате чего получил удар электрическим током и упал с высоты в работающую жатку комбайна.
Для исключения случаев электротравматизма при производстве полевых работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи, перед началом работ необходимо помнить:
Движение машин под проводами воздушной линии электропередачи допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре.
Категорически запрещается установка машин под действующими линиями электропередачи.
Если, приступая к работе, вы обнаружите оборванный, висящий или лежащий на земле электрический провод, а также повреждённую опору-немедленно сообщите об этом в электрические сети по номеру 144.
Нахождение в зоне оборванных проводов может привести к трагическим последствиям.
Даже при приближении к лежащему на земле проводу, человек или машина попадает под действие электрического тока. Необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и проходить ближе 8 метров к лежащему на земле, оборванному проводу воздушной линии электропередач.
При повреждении изоляции сама опора ВЛ может находиться под напряжением при таких признаках:
-испарение влаги из почвы;
-возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт.
При приближении к такой опоре вы попадёте в зону шагового напряжения.
Не приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной бригады, если это угрожает жизни людей и животных.
В случае соприкосновения подъёмного механизма или других частей машины с токоведущими проводами, водитель должен как можно быстрее разорвать контакт и отвести подвижную часть механизма от токоведущих частей. Нужно помнить, что водитель машины с пневматическими колёсами и гусеничного трактора, находится под потенциалом электрического поля, но это не опасно. Опасность создаёт шаговое напряжение или контакт провод-машина-человек-земля.
При попадании под напряжение кабину машины следует покидать таким образом:
-спрыгнуть на землю обеими ногами, не касаясь корпуса машины;
-прыжками двумя ногами или шагами без отрыва ступней ног от земли и без создания разрыва между стопами (пятка шагающей ноги не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги) покинуть опасную зону на расстоянии не менее 8м.
Старший инспектор энергогазинспекции электротехнической группы Пинского межрайонного отделения филиала Гоэнергогазнадзора по Брестской области, государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору В.В. Чернявский